Реклама

Календарь записей
Февраль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Плотность электролита

Электролит в автомобильном свинцово-кислотном аккумуляторе — это 30%-ный раствор серной кислоты H2S04 в дистиллированной воде Н20.Аккумуляторная серная кислота, поступающая в продажу, содержит 94% химически чистой кислоты H2S04. Она прозрачна, не имеет цвета и запаха, кипит при температуре 33°С, имеет плотность YK = 1,83 г/см3. Чаще в торговую сеть поставляется электролитный раствор с плотностью уэл = 1,4 г/см3 или с плотностью, требуемой для данного климатического региона.Под плотностью электролитного раствора (или кислоты) понимают отношение массы вещества (в граммах) к занимаемому им объему (в см3). Таким образом, плотность — это параметр электролита, подобный его удельному весу. Плотности электролита 1,10…1,30 г/см3 соответствует массовая концентрация серной кислоты в 28…40%.В исправной автомобильной аккумуляторной батарее плотность электролита может находиться в пределах от 1,07…1,3 г/см3. Разброс значений плотности электролита в банках полностью заряженной исправной АКБ не должен превышать 0,01 г/см3.Если батарея разряжена, значение плотности в банках АКБ может быть различным. Это зависит от состояния разряженности данного аккумулятора, от его технического состояния, а также от плотности первоначально залитого в него электролита.При выборе плотности электролита для первоначальной заливки приходится выбирать между продолжительностью срока службы АКБ, который с уменьшением плотности увеличивается, и емкостью батареи, которая с понижением плотности электролита уменьшается.Кроме того, с увеличением плотности электролита до 1,30 г/см3 батарея может храниться при более низкой температуре (Т1-3о = -60°С) без причинения ей ущерба (без размораживания активных масс электродов).В рабочем свинцово-кислотном аккумуляторе плотность ниже 1,07 г/см3 недопустима, и не только из-за раннего замерзания электролита (Т1-07 = -5°С), но и по причине падения емкости аккумулятора принормальных температурных условиях (Т > 10°С). Таким образом, плотность электролита во всех аккумуляторных банках автомобильной стартерной батареи должна поддерживаться одинаковой и в определенных границах в соответствии с заданными условиями эксплуатации, которые значительно отличаются для разных климатических регионов.ГОСТ 16360-80 определяет климатические регионы по среднемесячной температуре t^C воздуха в январе. С учетом требований ГОСТа составлена таблица 3.1.Проводить сезонное изменение плотности электролита необходимо только в широтах, где средняя температура января ниже -30°С.Электролит приготавливают вливанием кислоты в воду, а не наоборот. Важно отметить, что в начале составляют электролит в пропорции 0,42 л 94%-ной кислоты и 0,65 л дистиллированной воды. При этом получается электролит с плотностью 1,4 г/см3 (при Т = 25°С). Далее электролит разбавляют до нужной плотности в дистиллированной воде. Для получения одного литра электролита требуемой плотности при эксплуатации батареи в средних широтах России 0,6 л электролита с плотностью у25 = 1.40 г/см3 необходимо влить в 0,4 л дистиллированной воды. Получится электролит с плотностью у25 = 1,24 г/см3. После полной зарядки плотность во всех банках АКБ достигает номинального значения 1,26 г/см3. Для московского региона круглогодичная плотность в полностью заряженной батарее несколько выше — 1,27 г/см3.Если необходимо повысить плотность электролита непосредственно в аккумуляторе, то доливают нв кислоту, а электролит с плотностью 1,4 г/см3.При этом производят также выравнивание плотности и уровня электролита в разных банках, что делают в процессе заряда батареи.Измеряют уровень с помощью стеклянной мерной трубочки, а плотность электролита — с помощью денсиметра (аэрометра) или с помощью поплавкового плотномера. Необходимо также наличие градусника.После измерения плотности и температуры электролита измеренную плотность приводят к температуре +25°С по формуле Y25 = YT + 0,0007 (Т-25) или с помощью графика, показанного на рис. 3.1, на котором слагаемое 0,0007 (Т-25) обозначено как величина температурной поправки Ду (г/см3).Из графика видно, что в интервале температур (20…30°С) величина поправки AY незначительна и ею можно пренебречь. Если же плотность электролита измеряется за пределами указанного диапазона, приведенная плотность определяется с учетом поправки: Y25 = YT + AY- гАе YT — плотность электролита при температуре измерения Т.Например, если измеренная при температуре Т = -5°С плотность YT = 1,28 г/см3, то согласно графику это означает, что при температуре +25°С плотность электролита Y25 = 1.28 – 0,02 = 1,26 (г/см3).Возможно и обратное использование графика: если известно, что при температуре +25СС плотность электролита 1,26 г/см3, то при температуре +40°С она изменится и определится как:Y40 = Y2S – YT = 1.26 – 0,01 = 1,25 (г/см3).Разность между плотностью полностью заряженного аккумулятора Y3 И полностью разряженного (YP) при температуре 25СС всегда равна 0,16 г/см3, а ДСР = 100 (Y3-Y25)/(Y3-YP)- Тогда. если известна начальная плотность YH полностью заряженной аккумуляторной батареи, по измеренной плотности YT электролита можно определить степень разряженности ДСР (%) каждого аккумулятора в отдельности:ДСр = 625(у„-Ут + Ду)% (3.4)Следует помнить, что серная кислота, входящая в состав электролита, исключительно активное химическое вещество, способное вызвать опасные кислотные ожоги на теле человека. Парами кислоты можно отравиться. Работа с электролитом требует особой осторожности, специальной химической посуды и индивидуальных средств защиты.

Статьи по теме:

  • Первичная заливка аккумуляторной батареи 25.03.2010
    (При первичной заливке аккумуляторов стартер-ной батареи в условиях частного автосервиса следует придерживаться следующих правил:а) Нельзя приготавливать электролит из концентрированной...)
  • Электродная характеристика аккумулятора 28.02.2010
    (Отличительным свойством свинцово-кислотного аккумулятора является почти линейная зависимость ЭДС Еа от плотности у. Эта зависимость называется электродной характеристикой и...)
  • Электродвижущая сила аккумулятора 24.03.2010
    (Электродвижущая сила Еа является основным параметром свинцово-кислотного аккумулятора. Она определяется активностью химических реагентов (РЬ, РЬ02, H2S04, H20), входящих в...)
  • Параметры и характеристики автомобильных аккумуляторных батарей 16.03.2010
    (С уменьшением плотности электролита уменьшается концентрация серной кислоты, что понижает интенсивность растворения свинца на отрицательных пластинах. Саморазряд батареи замедляется....)
  • Контрольно-тренировочный цикл 13.03.2010
    (Процедуры контрольно-тренировочного зарядно-разрядного цикла (КТЦ) выполняются на снятой с автомобиля батарее и сводятся к следующему:— снятию батареи с автомобиля...)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Поиск по блогу