Реклама

Календарь записей
Февраль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Емкость и разрядно-зарядные характеристики аккумулятора

Сухозаряженная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея (АКБ) после первичной заливки электролитом и пропитки электродов практически полностью заряжена и готова к эксплуатации без подзарядки.• Если теперь АКБ поставить под разряд, то в течение некоторого времени батарея будет поддерживать на нагрузке электрический ток разряда. При неизменном сопротивлении нагрузки ток разряда будет постепенно уменьшаться, пока не станет равным нулю. Тогда количество электричества, отданное батареей в нагрузку, можно определить как:Сп = /о’ 1(4 dt, где Сп — полная емкость аккумулятора; l(t) — ток разряда на постоянную нагрузку; t — продолжительность полного разряда.За время t произойдет полный, т.е. предельно глубокий, разряд батареи (до 1р = О), что в реальных условиях эксплуатации недопустимо из-за дальнейшей непригодности батареи к работе. Поэтому на практике емкость аккумулятора определяют при его частичном, например при 60%-ном разряде постоянным током 1Р, а время разряда tp ограничивают достижением наперед заданной величины напряжения UpH разряда на клеммах аккумулятора.где tp — время разряда (в часах) постоянным током разряда 1р (в амперах) до заданного напряжения разряда UpH (в вольтах); Сн — нормированная разрядная емкость батареи (в ампер-часах).Так как нормированная емкость С„ определяется наперед заданными величинами — разрядным током 1р и конечным напряжением разряда 11рк, то время разряда tp является метрологическим параметром, по которому при заданных |р и UpK можно определить емкость.В формуле 3.7 конечное напряжение разряда в явном виде не присутствует, но именно по нему определяется конечное время разряда. Таким образом, величины 1р, tp, UpK являются исходными параметрами выбора для определения величины нормированной емкости батареи, которая в разных странах выбирается по-разному. Общий подход такой: нормированная емкость Сн должна быть меньше полной емкости Сп на столько, чтобы при разряде новой полностью заряженной батареи на величину Си она не теряла бы своей способности к полному восстановлению при заряде. Кроме того, имеется в виду, что конечное напряжение разряда не может быть меньше 6 В, так как иначе нарушается работоспособность бортовых электрических и электронных устройств автомобиля. Для определения номинальной емкости батареи разряд проводят при постоянном токе 1р = 0,05С2о- В процессе эксплуатации значение нормированной емкости батареи принимается за номинальное (рабочее) значение Сн. При этом переменной величиной является напряжение разряда. Зависимость основных параметров аккумулятора от продолжительности разряда называется временными разрядными характеристиками (рис. 3.7).Обычно считается (при Т = 25°С и 1р = 0,05 С20), что при достижении конечным напряжением разряда значения UpK = 10,2 В (1,7 В на отдельном аккумуляторе) батарея полностью разряжена, хотя до полного истощения ее емкости еще далеко (С„ = 0,4 Сп).Величина нормированной емкости батареи, выбранная в качестве паспортного параметра, называется номинальной емкостью батареи. Согласно российскому стандарту ГОСТ 959-91Е параметрами, по которым определяется номинальная емкость новой батареи, являются температура Т = 25°С, конечное напряжение разряда UpK = 10,2 В, время разряда tp = 20 ч, ток разряда 1р = 0,05 С20 (А), где С2о — емкость батареи при 20-ти часовом разряде при температуре измерения Т = 25°С до значения Ср = 0,4СП. Полная емкость Сп определяется экспериментально на этапе конструктивной разработки и испытаний новой модели аккумуляторной батареи. (В обычных обслуживаемых АКБ полная емкость С„ в 3-4 раза меньше теоретически возможной (конструктивной) емкости Ск, которая рассчитывается по количеству активных масс реагентов, затрачиваемых на получение одного ампер-часа количества электричества при разряде.) АКБ паспортизуется по номинальной емкости, которую часто указывают как С20.Однако для оценки пусковых качеств стартерной батареи ее номинальная емкость С20 малоинформативна. При стартерных токах разряда 200…500 А и особенно при температурах ниже -18СС количество электричества, которое может отдать батарея электростартеру, ограничивается из-за ускоренной суль-фатации электродов под действием больших токов, а при понижении температуры еще и за счет загустения электролита.Для стартерных режимов разряда ГОСТ 959-91Е рекомендует определять пусковую способность батареи при двух различных значениях температуры (25″С и -18°С) и не по номинальной емкости С20, а по току разряда 1р = 3 С20 и по заданному конечному напряжению разряда UPK.Так, для необслуживаемой батареи разряд током 3 С20 при температуре +25°С до напряжения 9 В должен длиться не менее 30 с. Это означает, что батарея номинальной емкостью С20 до стартерного разряда была полностью заряжена при температуре +25СС. Если батарея разряжается током 3 С20 при температуре -18°С, то за время 30 с она должна разрядиться до напряжения UpK > 6 В.• Немецкий стандарт DIN несколько ужесточает требования к автомобильным АКБ, вводя нормирование по току холодной прокрутки. Это такой ток (близкий к значению 1р = ЗС20), при котором в конце 30-й секунды разряда при температуре -18°С конечное напряжение разряда становится равным заданной величине (для DIN UpK = 7,2 В). Добавляется также требование обеспечения напряжения UpK = 6 В в конце 150-й секунды разряда при температуре +25°С.Английский (BSR) и американский (ASR) стандарты по основным требованиям близки к немецкому, стандарту DIN.

Статьи по теме:

  • Принудительный разряд батареи 15.01.2010
    (При сервисном обслуживании АКБ помимо заряда очень часто приходится проводить ее принудительный разряд. Это делается в процессе контрольно-тренировочного цикла...)
  • Параметры и характеристики автомобильных аккумуляторных батарей 16.03.2010
    (С уменьшением плотности электролита уменьшается концентрация серной кислоты, что понижает интенсивность растворения свинца на отрицательных пластинах. Саморазряд батареи замедляется....)
  • Первичный разряд аккумулятора 24.04.2010
    (В каждом аккумуляторе полностью заряженной батареи еще до подключения ее к внешней нагрузке на положительных электродах сосредоточено значительное количество...)
  • Напряжение аккумуляторной батареи 10.04.2010
    (Напряжение U6 аккумуляторной батареи — это сумма напряжений Ua от шести последовательно соединенных аккумуляторов. Так как напряжения отдельных аккумуляторов...)
  • Контрольно-тренировочный цикл 13.03.2010
    (Процедуры контрольно-тренировочного зарядно-разрядного цикла (КТЦ) выполняются на снятой с автомобиля батарее и сводятся к следующему:— снятию батареи с автомобиля...)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Поиск по блогу